Много будешь пить — скоро состаришься

Регулярное употребление сахаросодержащих газированных напитков приводит к старению клеток, утверждают исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско в своем отчете, опубликованном в журнале American Journal of Public Health.

Они установили, что у любителей сладкой газировки быстрее укорачиваются теломеры — защитные "колпачки" на окончаниях хромосом, защищающие ДНК при делении клетки. При каждом делении клетки теломер укорачивается, и чем он короче, тем клетка старее и ближе к смерти. Теломеры считаются своего рода "шкалой жизни" — чем короче теломеры, тем дряхлее организм.

Ученые обращают внимание, что данные исследования проводились только в отношении взрослых американцев от 20 до 65 лет, но они не исключают аналогичных результатов у детей.

Испытуемые предоставили данные по употреблению ими газированных напитков. В среднем они употребляли 350 мл сахаросодержащих газированных напитков в день, но 21% из них ежедневно выпивал по 600 мл и больше.

У всех участников взяли образцы ДНК из лейкоцитов для исследования хромосом на длину теломер.

Ученым удалось выявить связь между количеством выпиваемой сладкой газировки и длиной теломер. Оказалось, что чем большее количество этих напитков люди выпивали, тем короче у них теломеры. У самых заядлых любителей сладкой газировки, выпивающих более 600 мл, эти участки хромосомы в среднем короче на 4,6 года жизни в "теломеровом эквиваленте".

Это касалось только сахаросодержащих газированных напитков. Потребление диетической кока-колы и других напитков без сахара не влияло на теломеры. А у любителей натуральных соков теломеры были даже чуть-чуть длиннее, чем в среднем по группе.

Таким образом, чрезмерное потребление сладкой газировки способствует не только увеличению веса, риску развития сахарного диабета 2 типа, но и сердечно-сосудистых заболеваний — все эти болезни характерны для людей с короткими теломерами.

Правда, исследователи отмечают, что исследование одноразовое - у людей брались образцы ДНК и сопоставлялись с объемом выпитой газировки, но такие замеры не проводились регулярно, поэтому связь между количеством выпитой газировки и изменением теломер в одном конкретно взятом организме этот эксперимент, строго говоря, не доказывает.

Вместе с тем, он однозначно свидетельствует, что у тех, кто пьет больше сладкой газировки, теломеры короче, чем у тех, кто пьет ее в меньших объемах.