Фото:пресс-служба

Что-то дышит? На Марсе обнаружили загадочную атмосферную аномалию

Марсианская научная лаборатория НАСА "Кьюриосити" зафиксировала странные скачки уровня кислорода в атмосфере Красной планеты, которые не могут быть объяснены ни одним из известных химических процессов.

Основная доля марсианской атмосферы (95%) приходится на углекислый газ. Кроме диоксида углерода присутствует молекулярный азот (2,6%), аргон (1,9%), кислород (0,16%) и угарный газ (0,06%).

Шестилетние измерения внутри кратера Гейла показали, что газы накапливаются и рассеиваются там в зависимости от сезона. Однако картина колебаний содержания кислорода оказывается всегда разной без всякой связи с атмосферной динамикой.

По наблюдениям ученых, количество кислорода возрастает весной и летом на 30%, а осенью падает, как будто что-то его вырабатывает, а затем поглощает.

"Когда мы в первый раз увидели это, мы были просто потрясены", — говорит профессор Сушил Атрея из Университета штата Мичиган, соавтор статьи, опубликованной в Journal of Geophysical Research: Planets.

По словам специалистов, образование кислорода в результате распада молекул воды или углекислого газа исключено, для этого в атмосфере просто недостаточно воды. Также исключили в качестве источника кислорода марсианский грунт, так как это не объясняет исчезновение газа осенью.

Пока ученые остановились на предположении, что кислород поступает из какого-то химического источника, который еще пока не удалось обнаружить. Не исключается, что загадочные колебания могут быть связаны с деятельностью живых организмов, однако исследователи склонны полагать, что причиной все-таки являются геологические процессы.