Фото:Reuters

Наука проникла в мир кишечной флоры: большой шаг в борьбе с диабетом и ожирением

Позавчера на сайте журнала Nature была опубликована работа группы исследователей, согласно которой сто тысяч миллиардов бактерий, которые колонизируют наши кишки, делятся на три категории.

Это захватывающее открытие было сделано в результате изучения последовательностей оснований в ДНК кишечной флоры, сколь многочисленной, столь и малоизученной, и оно открывает необыкновенные терапевтические перспективы, в частности в борьбе с диабетом, ожирением и воспалительными заболеваниями кишечника, такими как болезнь Крона.

Существование трех типов кишечной флоры, происхождение которых остается неясным, могло бы объяснить, почему воздействие одного и того же лекарства меняется от человека к человеку, говорит Ж. Раес, ученый из Брюссельского университета и один из руководителей исследования.

Исследование, которое проводилось на 39 образцах флоры, взятой у жителей Европы, Америки и Японии, показало, что распределение типов кишечной флоры не зависит от возраста, состояния здоровья (например, разных воспалений) и географического происхождения людей.

«Надо иметь в виду, что геном нашей флоры содержит 3.3 млн. генов, что в 150 раз больше, чем ДНК наших собственных клеток», - подчеркивает Станислав Эрлих, ученый французского института агрономии и координатор проекта по изучению человеческого пищеварения. Он считает, что речь идет о новой terra incognita (неизвестной земле), о которой никто ничего не знал еще три года назад.

Гигантское количество бактерий, помогающих усваивать витамины и другие питательные вещества, играет фундаментальную роль, так как они являются интерфейсом между пищей и нашим организмом. «Если мы хотим понять природу диабета или ожирения, концентрируясь на ДНК наших клеток, и оставляя в стороне метагеном бактерий, мы идем по ложной дороге», говорит Эрлих.

Открытие трех типов флоры позволит сравнить гены внутри каждой категории и выявить бактерии, которые приводят к ожирению, и назначить подходящее лечение и диету.

Доктор Эрлих называет это дорогой к персонифицированной медицине, способной улучшить диагностику хронических заболеваний – диабета, аллергий, болезнь Крона, с которыми очень трудно бороться.

Рассматривается возможность прямого воздействия на флору в случаях расстройства кишечной экосистемы путем стимулирования «хороших» бактерий и уничтожения «плохих».

По материалам Le Figaro